По Приморью на «Крузаке»
Путешествие по самому северному району края на подготовленном «экспедиционнике». Как это было.
Идея посетить Тернейский район, или, попросту говоря, «севера», возникла у меня давно – уж больно захватывающими были рассказы побывавших там. Еще бы – большая часть района покрыта лесами, на территории располагается Сихоте-Алиньский заповедник. Но особый интерес вызывали уникальные природные объекты Тернейского района – теплые источники Святой Елены и водопад Черный Шаман.
В середине июня 2016 года было принято решение о поездке. Ехать решили «в четыре машины». Мне посчастливилось занять место штурмана рядом с пилотом Land Cruiser 80. К многокилометровому автономному путешествию «Крузак» был готов полностью:
Передние и задние мажколесные блокировки;
Автономный отопитель салона;
Передняя и задняя лебедки с синтетическим тросом
Облегченный усиленный багажник
Шнорхель
Светодиодный «рабочий» свет;
Комфортный и быстро раскладывающийся спальник
Шины грязевые, M/T, 40 дюймов
передний и задний бамперы – силовые.
Итак, ранним субботним утром мы выехали из Владивостока, заправив полный бак дизельным топливом – 96 литров, также с собой у нас были три канистры по 20 литров, т.е. запас топлива составил 60 литров. Маршрут проложили по а/д Уссури/А-370. Первая остановка на ночлег – Дальнегорск, расстояние от Владивостока – 530км, примерное время в пути – 6,5 часов.
Утром в Дальнегорске мы снова заправились до полного бака и выехали в сторону Тернейского района. Первым населенным пунктом на пути к нашей цели был поселок-порт Пластун. Еще 60 километров, и мы приехали в поселок Терней – сердце Тернейского района. Здесь была техническая остановка перед многокилометровой грунтовой дорогой до теплых источников Святой Елены. Спустили давление в шинах с рабочего 1,8 до 1,1 – так меньше чувствуются ямы и неровности. В 18.00, спустя 120 километров грунта и красивейших северных пейзажей, прибыли на место.
Теплые источники
Родник "Кхуцин" или "Источник Святой Елены". Температура воды здесь колеблется от 29 до 40 градусов. В интернете есть много информации о составе воды, но от себя могу сказать одно – само место сказочно красиво, волшебно. Завораживает. Успокаивает. Помимо прочего, находится на берегу одного из многочисленных притоков Малой Кемы – самой крупной реки севера Приморья. Лес здесь очень густой – истинная тайга. Говорят, отойдешь метров на 20 от лагеря – можно с легкостью встретить медведя. Кстати, на протяжении всего пути нам попадались разные животные, дикие и не очень. Белки, бурундуки, кролики, одичалые кошки. Самым запоминающимся моментом стала встреча с медведицей и тремя медвежатами – семья косолапых неспешно переходила лесовозную дорогу.
Утром продолжили путешествие. Теперь наш путь лежал в сторону Черного Шамана – это около 60 км от места последнего ночлега. Итак, мы свернули в очередной поворот, и, спустя 30 минут жесткого бездорожья, оказались в нужном месте.
Черный Шаман
Водопад Черный Шаман (Большой Амгинский) – один из самых высоких водопадов Приморья (33 м) Не менее романтичное и жуткое название носит и каньон, в котором протекают воды реки Амгу (откуда берет начало водопад) – Пасть Дьявола. Он окружен двухсотметровыми мрачными скалами, скрывающими солнце. Путь к Шаману не прост. Сначала крутой динамичный спуск вниз; благо, тропа проторена, и на самых сложных участках кем-то заботливо привязаны веревки и тросы – без этих «перил» можно очень неудачно навернуться. Спустившись вниз, ты словно попадаешь в сказочный мир. Это не Земля, это другая планета – у нас такого нет…Я не понимаю такой высоты. Даже шея болит от напряжения. Это очень высокие скалы. А ты в самом низу и вокруг причудливые деревья, каменные насыпи и всюду журчит вода. Направляемся в сторону Шамана, идем, карабкаемся, скользим, еще минут 30 и вот мы на месте. Вода мощным потоком падает в расщелину скалы, так, что в непосредственной близости волосы развиваются как на ветру. Холодно. И очень, очень красиво. Напитавшись мистикой этого места, отправляемся обратно. Я все думаю – почему же Шаман? Говорят, если смотреть на водопад под определенным углом, скалы напоминают очертания молящегося человека. Я смотрела под разными углами, ничего похожего не обнаружила.
Хранитель Севера
Следующая остановка – Амгу, здесь мы снова заправились до полного бака, перекусили вкуснейшими чебуреками местного производства и отправились дальше – на побережье, в сторону Хабаровского края. Вновь красивейшие пейзажи скалистых гор, обрывов, многочисленных притоков буйных рек. Снова сворачиваем с основной дороги и проходим испытание бездорожьем. Грязь, броды, колеи – комфортно себя чувствуют здесь только лесовозы, спецтехника и подготовленные внедорожники. Последнее «пятно цивилизации» - заброшенная деревня «Кузнецово». Я насчитала три более-менее сносных деревянных дома, остальные покосившиеся, сгоревшие или попросту разваленные. Население деревни – один житель, Сергей. Это бородатый мужчина без возраста. Добрый. Косноязычный. Он рассказал, что уезжать из Кузнецово не хочет – где родился, там и сгодился. Основное его занятие – присматривать за дикими лошадьми и коровами, которые обитают на территории когда-то процветающего сельхоза деревни.
Готовясь к поездке, мы вычитали на форуме любителей бездорожья, что существует некий ритуал, связанный с Сергеем. Ему нужно дать немного продуктов и горячительного, а взамен он пожелает туристам «счастливого пути» или как говорят автомобилисты, «ни гвоздя, ни жезла». Мы не стали нарушать традицию, и, получив благословение, отправились дальше.
Морской берег возник неожиданно. Природа резко изменилась. Больше никаких деревьев – только бескрайние равнины с диковинными невысокими растениями с одной стороны дороги и холодное северное море с другой. Очередной поворот и я не верю своим глазам – на каменном берегу табун лошадей. Те самые дикие лошади Сергея. Много вороных, статных, они бьют копытами, настороженно смотрят – не думаю, что от радости встречи с «чужеземцами». Сбавляем ход. Не хотим напугать.
Еще около 10 км вдоль моря и мы на месте ночлега. Задуманный маршрут пройден.
На обратном пути во Владивосток больше молчали, чем говорили. Снова наслаждались красотой сурового севера, бесконечными дорогами и холодным солнцем.
Итог:
Общий километраж – 2150км
Дни – 5
Расход средний – 14 литров на 100 км
Неприятности – один укус клеща и одно пробитое колесо.
Расходы – продукты, топливо, гостиница в Дальнегорске, «мелочи». Примерно 25 000 с экипажа.
См.также: фотоальбом