К Р И З И С Ж А Н Р А или, что то же, «Дальше ехать некуда!» Это, конечно, художественное преувеличение (гипербола по-нашему, по-писательски), но факт остается фактом – в процессе многочисленных Шатунских приключений и странствий Тихоокеанское побережье Расеи проехано от Туманной до Амура полностью, не посещённых хотя бы раз мест реально не осталось. Конечно, можно еще выискать пару-тройку бухт, куда не ступало колесо «Шатуна», но… либо они исходно не интересны, либо плотно засижены стремящимися к природе соотечественниками и потому уже не интересны. В отчетном периоде, а именно в сентябре завершающегося года, собственно и был покрыт последний нетоптаный (нами, Шатунами) участок - от Амура до Совгавани. Надо сказать, что сомнения в выборе маршрута одолевали практически до самого старта – очень плотно прорабатывался вариант с уходом за Амур в направлении оз. Мухтель и дальше на Шантарское побережье, но все-таки было решено не оставлять «в тылу» неисследованный кусок. Итак, седьмого сентября стартовали. Генеральное направление – Амур и далее… Ехали неспешно, с перекусами, проверками техники, гнать до упора не хотелось – потому встали на ночевку рано, уже за Лесозаводском, на Уссури – красивый тихий берег, мошкитов нету, лепота и благостность … |
Вообще, надо сказать что на «дорожном» участке маршрута в Хаб. крае найти удобное место для ночевки – немалая проблема, трасса идет вдоль Амура, промеж болот и холмиков, населенных ну оочень злыми мошкитами . Потому вторую ночевку даже вспоминать не хочется…. На дороге Хабаровск – Николаевск (более 900 км) асфальт присуствует до отворота на Комсомольск, дальше – мерзкая разбитая грунтовка, по которой, тем не менее, ходят рейсовые автобусы (сутки в пути). Из хорошего на ней вспоминается разве что поселок Ягодный, где мы вкусно пообедали и полюбовались видами Амура. | Прибыли в Де-Кастри. Название никак не связано с кастрированием (или декастрированием), просто Лаперуз, причалив в этом месте к берегу в восемнадцатом веке, прогнулся перед своим боссом - французским морским министром и назвал залив в его честь. За это Лаперузу благодарные потомки поставили памятник | До эпохи «вставания с колен» поселок едва ли процветал, но поскольку монаршей волей именно сюда с Сахалина была направлена благонесущая труба, присутствие Газпрома явно приблизило незавидное в общем-то место к цивилизации. По крайней мере, Лексусы снуют по местным ухабам интенсивно. И даже есть очень неплохое автосельпо – кроме широкого ассортимента масел, фильтров и ароматизаторов в нем весьма кстати обнаружилась цапфа на восьмидесяткин мост взамен моей, бездарно замученной. | В Де-Кастри не задерживались, поскольку в планах было посетить «горлышко»Татарского пролива – Лазарев. Так как теперь туда можно ехать двумя дорогами, старой (около двухсот км) и новой (чуть больше ста), решили проехать по кругу, т.е. по обеим. Старая дорога идет через село Богородское (райцентр), на берегу большого одноименного озера. Село не маленькое, выглядит живописно, да и небедно. Удивила, если не сказать сильнее, картина маслом – местные рыбаки прямо в центре села, около пристани «Метеоров» дербанили сетку. Извлеченная кета их чем-то не устроила (видимо, уже давно задохлась) и была брошена тут же на берегу, а сетка поставлена снова. | Старая дорога до Лазарева сейчас полузаброшена и потому достаточно интересна. В пути шуганули медведя, он мирно брел по обочине, машины подпустил метров на 50. Сам поселок вполне живой, но впечатление производит безрадостное – очень замусорен и обшарпан. Почему-то везде по берегу кучи брошенного металлохлама, никто их не утилизирует. Сахалин просматривается вполне, семь км всего…. Возвращались в Де-Кастри уже по новой газпромовской дороге, проложенной вдоль «самой главной» трубы. Впервые в жизни довелось ехать по грунтовке, прямой, как стрела и шириной полос в восемь на протяжении нескольких десятков км. Сразу за Де-Кастри встали на ночевку вблизи берега моря. Надо сказать, в этой части Татарского пролива бухты, мягко говоря, не впечатляют – из-за большого размаха приливов-отливов берег покрыт слоем полужидкой грязи и всяческим морским мусором | Отсюда началась внедорожная часть маршрута, хотя «внедорожность» ея достаточно относительная – старые (советских времен) лесовозки пересекаются новыми, по которым везут лес как на материк, так и (в бухте Сизиман) к морю. Поскольку дороги идут все время по верхам (500-800м) они мало размываются и сохранились неплохо. Реально только досаждают протяженные участки очень сильно заросшие ольховником, езда по ним – практически вслепую, дорогу не видно вообще, листом забивает радиаторы, а капот и лобовое стекло покрываются слоем смолистого сока, который ничем не смывается. Характерно, что на участке от Де-Кастри до Тумнина выезд на берег практически нигде невозможен, более-менее пологих речных долин , да и собственно бухт - нет. Потому у нас был только один съезд к морю, в бухте Сизиман. Бухта вполне приятная, просторная и красивая, но дикой ее не назовешь - в ней присутствует портопункт, через который вывозится лес. В целом, в этой части маршрута дороги вполне проезжабельны (хотя в паре мест отжим присутствовал), виды – прекрасные, насекомые не злобствуют, рыба в речках – присутствует. Птички-зверушки тоже, видели глухарей, но в объектив они не попали, как и в котел – в этом рейде мы были пацифистами и из оружия имели только пару фальшвееров и удочки. Так, особо не спеша, за пять ходовых дней проскреблись до главной в этом районе реки – Тумнин. Речка немаленькая, по размерам как Раздольная примерно, и весьма рыбная. Говорят, на ней рыбнадзор свирепствует, но нам не попался… Пересекли мост, заехали на одноименную ж/д станцию и оттуда взяли курс на Совгавань. На этот момент уже поднакопилось некоторых траблов в машинах, потому затаборились на базе совгаванского члена экспедиции – Володи Воробьева. Всем требовалась проверка-подтяжка ступичных подшипников, на одном Диско расколотилась крестовина, на другом закапал шланг гидроусилителя, на Дефе в результате приложения колесом в камень вырвало крепление переднего аморта и (как потом выяснилось) погнулся чулок. За два дня с одной ночевкой траблы пофиксили. Далее маршрут пролегал на маяк Песчаный. Без местного проводника найти дорогу было б непросто, да и пролаз туда совсем не тривиальный, тем более что пробивались уже впотьмах, рубилово то еще… Но оно того стоило – место обалденное, привольное и просветленное какое-то. Два пресных озера, причем одно родниковое, кристально прозрачное, с мелкогалечным дном и теплой чистейшей водицей. На маяке постоянно живут три человека, все снабжение им завозят морем. Раньше стояли военные, часть была большая, теперь только развалины капониров и казарм, да артефакты типа катушек с узкопленочными фильмами…. На озере – отличная баня, в которой мы расслабились так, что и на следующий день не смогли уехать. | Наступивший день провели в пеших обследованиях окрестных бухточек, в одной из них обнаружили сравнительно недавно (не более двух лет) брошенный хуторок из пары домиков и бани. С моря он не виден, но попадали туда явно по морю, дорог и троп к нему не просматривалось, а на берегу валялись уже несвежие обломки небольшого японского катера. На рассвете, при штиле, выпав после сна из кибитки, был удивлен яростным тявканьем и ревом – оказалось, на камнях в полукилометре от берега бьются за сухое место под солнцем сивучи, страшно скандаля друг с другом. На карте их спорный камень обозначен как Тюлений.
| Вообще-то, план-максимум предусматривал попытку дальнейшего прохвата по телефонке до бухты Аджима (примерно 70 км) и уход с нее на Самаргу по старому (для нас) маршруту, и мы даже предприняли таковую попытку. Но едва сунувшись в каку, энтузиазм по этому поводу утратили – стало очевидно, что рубилово предстоит жестокое с непрогнозируемым исходом, а с учетом наметившегося уже дефицита времени рисковать ваще не хотелось. | Хотя некоторые члены экспедиции осудили проявленное малодушие, но в душе-то и они были согласны –лучше побатониться в отличном месте еще денек, а потом неспешно, в отдыхательном режиме, лечь на обратный курс. Последнюю ночевку на Песчаном отметили грандиозным пионерским костром – хотели, чтобы его было видно и на Сахалине, но подтверждений этого не получили. | Обратный путь преодолели без приключений. Поскольку имелся некоторый резерв времени, с Хаб.трассы свернули на Рощино и далее через Мельничное вышли по таежным тропкам на Дальнегорск. В тайге по всем дорожкам и речкам наблюдали изобилие шишкарей , передвигающихся на всех мыслимых видах транспорта – говорят, шишки редкое изобилие в этом годе… Вот собственно и все, маршрут пройден, но… куда ехать дальше – вопрос открыт… | И еще спасибо от всей команды предводителю Хабаровских квадроциклистов Володе Tramp’у за предоставленный трек очень существенной части маршрута (без него блудили бы всяко дольше), а также Жене Rapax’у и Мише Poster’у за помощь в подготовке к экспедиции
А еще Лестер кино сваял
См.также: фотоальбом |