Внедорожный Дальний Восток
Внедорожный Дальний Восток
Гость
Войти | Регистрация
Форум | Фото | Видео | Отчеты | События | RFC | Тюнинг | Барахолка | Участники | Новости |
 
 
Главная страница > Отчеты > 2013 > ЭкстриМайское Приморье 2013

ЭкстриМайское Приморье 2013

Опубликовал Ал-Резерв | 01.05.2013-05.05.2013

Краеведческая экспедиция «ЭкстриМайское Приморье 2013»
Введение
Краеведческая экспедиция «ЭкстриМайское Приморье – 2013» была инициирована Русским историческим парком «Изумрудная Долина» и реализована совместными усилиями Спортивно-технического клуба «Рубеж» и Приморским краевым отделением Русского географического общества (Обществом изучения Амурского края). Организатором экспедиции стал С.А. Вакуленко, гидом – автор.
Экспедиция состояла из двух частей. В первой части была проведена разведка (прописка) маршрута силами двух экипажей. Вторая часть собственно и являлась самой экспедицией.
Учитывая сложность и протяжённость маршрута, было решено ограничить количество участников 20 экипажами. С учётом организаторов, в экспедиции приняли участие 23 экипажа. Планы проведения экспедиции были объявлены в марте и во второй половине апреля запись завершилась. За две недели до старта был уже известен состав участников и их технические возможности. В экспедиции приняли участие любители экстремального автотуризма из Уссурийска, Владивостока, Находки, Артёма и Андреевки.
Часть затрат на проведение экспедиции были покрыты за счёт взносов участников экспедиции, который составил 5000 рублей с экипажа.
Целью экспедиции стало изучение рекреационных возможностей Южного Приморья в контексте организации экстремального автотуризма. Поэтому маршрут строился исходя из доступности исторических и археологических памятников, природных объектов, зон отдыха и музеев. Потенциал ресурсов непосредственно тестировался на участниках экспедиции при ежедневном обсуждении и затем в процессе деления впечатлениями на форуме портала «Внедорожное Приморье» (http://4x4.primorye.ru/flatpost.aspx?id=411058&parent_id=0&theme_id=411058) и других сайтах.
Маршрут экспедиции пролегал через Уссурийский городской округ, Михайловксий, Анучинский районы, г. Арсеньев, Чугуевский, Партизанский и Лазовский районы, города Находка и Партизанск, Шкотовский и Надеждинский районы.
Фотографии с маршрута размещены в Приложении 1, перечень осмотренных рекреационных объектов размещён в Приложении 2. При подготовке отчёта использовались как авторские фотографии, так и фотографии участников экспедиции, в частности Вадима Родина, размещённые на портале «Внедорожный Дальний Восток» http://4wd.pk.ru/folder.aspx?galery_id=1451&view=0&sort=0&page=12 .
Отчёт разделен на части в хронологическом порядке. В приложениях размещены фотографии, перечень осмотренных объектов и отзывы участников.

Прописка трассы

Прописка трассы осуществлялась силами двух экипажей в составе Сергей Вакуленко и Александр Мезенцев - первый экипаж, Антон Зиборов и Александр Воскобойник – второй экипаж за неделю до старта экспедиции. Первый отрезок маршрута проверялся первым экипажем с присоединением второго экипажа в окрестностях с. Николаевка Михайловского района.
Выехав из г. Уссурийск, мы осмотрели дорогу до с. Даниловка Михайловского района, проехав по Уссурийскому району через сёла Глуховка, Раковка и Боголюбовка. Дорога за городом грунтовая, в сёлах асфальтированная. За Даниловкой двигались по полевым дорогам. Со стороны Даниловки дороги представляют из себя накатанные колеи, со стороны Горбатки – заброшенные дороги, отсыпанные грунтом.
Село Горбатка проехали насквозь и вдоль Горбаткинского городища выехали в долину р. Илистой. По долине двигались в южном направлении по полевой дороге, пока не упёрлись в разлившийся ручей, переезд через который силами одного экипажа оказался невозможным. Пока искали объезд, выяснилось, что остановились прямо на археологическом памятнике.
Археологический памятник оказался селищем площадью около 1,5 га. Он располагается на высокой пойме в 4,7 км южнее моста через реку Илистая в с. Горбатка. Территория памятника занята заброшенным полем, на котором выгорела трава. Благодаря этому удалось собрать небольшую коллекцию керамики, включавшую полсотни фрагментов. Основная масса керамики относится к бохайской археологической культуре VIII – XI вв. Около десятка фрагментов, концентрировавшихся в северной части памятника, являются корейскими и датируются концом XIX – началом ХХ вв.
Поскольку требовалось добраться до с. Николаевка, необходимо было переехать на трассу, путь к которой преграждал указанный ручей. Поиски проезда привели нас к участку, на котором удалось зацепиться за дерево и перебраться через воду, глубина которой оказалась 1,5 м.
После переправы предстояло преодолеть чуть более 2 км по сопке, чтобы выбраться на трассу. Через сопку шёл зимник, который в начале мая оказался совершенно разбитым, и на его преодоление ушло более двух часов.
За Николаевкой произошла встреча со вторым экипажем. Дальнейший маршрут планировался до с. Отрадного, затем по долине Илистой с выходом на с. Тигровый и далее на с. Орловка. Но высокая вода в реке заставила изменить планы. Реку Илистую было решено объехать по трассе.
Путь по трассе А-181 проехали до с. Анучино. В Анучино свернули на грунтовую дорогу и доехали до с. Муравейка. За Муравейкой маршрут планировался по ключу Телефонному, на который мы и выехали. В долине Правой Муравейки всё уже было растаявшим, хотя изредка можно было увидеть недотаявший лёд. Зелени ещё не было, но подснежники (адонисы амурские) регулярно встречались на обочинах, и цветущая верба раскрашивала мрачные краски отходящего от зимы леса. Вскоре свернули в долину ключа Телефонного.
Чем дальше двигались по долине, тем хуже становилась дорога, и тем чаще стал встречаться не только нерастаявший лёд, но и даже нерастаявший снег. Лесная дорога местами была весьма неплохого качества, которое только может быть в лесу, а нередко была основательно перемыта ручьями. Судя по следам, здесь ещё иногда передвигались машины. Вскоре мы доехали до зимовья, в котором проживал одинокий старый мужчина. Расспросив его о дороге, двинулись дальше. Старик с тенью сомнения поведал о пути, но глядя на наш транспорт, предположил, что мы таки сможем пробиться в Медвежий Кут.
Заброшенная лесная дорога во многих местах была покрыта ямами и рытвинами, часто размывалась ручьями, бегущими в ключ. В отдельных местах ключ перемывал дорогу и тёк по ней, такие участки мы называли аквабанами. Местами дорога была весьма опасной с крутыми размывами, в которых машина могла опрокинуться. Чем выше поднимались в горы, тем больше становилось снега и круче промоины. Теперь чаще приходилось проверять проезды пешком. В иных местах через молодую поросль деревьев пробивалась новая трасса. В других – в работу вступала ножовка, поскольку бензопилу забыли. В конце-концов дальнейший проезд оказался невозможным. В отдельных местах лебёдки уже не помогали, машины приходилось откапывать или поднимать. Ключ Телефонный уходил выше и уже не всегда был виден из-под снега.
От места последней остановки дорога была проверена в пешем порядке. Примерно в километре начинался сворот в сопку и выход на перевал. Но добраться до этого места на машинах было уже не возможно. Строго говоря, потратив немало времени, мы бы пробились на наших автомобилях, но в состав экспедиции записались участники с менее проходимыми машинами и, после недолгих споров, маршрут по этому ключу было решено исключить из программы экспедиции. В начале вечера вернулись в с. Муравейка.
Дальше маршрут решили проложить по Герасимову ключу. Здесь лесная дорога оказалась относительно хорошей и даже накатанной, поэтому по ней быстро доехали до верховий ключа. Однако здесь также встретили несколько аквабанов и, в итоге, снова упёрлись в глубокий снег. К этому времени уже стемнело, и не было смысла пробиваться по темноте. Обсудив ситуацию, приняли решение возвращаться обратно и попробовать выехать на с. Партизан. Обратно ехали по темноте, угодив на одном из авкабанов в промоину и чуть не опрокинув машину. Осторожно удалось вытянуть джип из ямы и продолжили путь.
Миновав с. Муравьёвка, приехали в с. Еловка. За Еловкой обнаружили брод, но ни какого моста, указанного на карте, здесь не было. Вода была достаточно высокой и переправляться через реку здесь не осмелились. Стало ясно, что из Анучинского района в Чугуевский переехать не удастся. После этого вернулись в Анучино и заночевали у самого устья р. Муравейки на поляне между реками Муравейкой и Арсеньевкой.
На следующий день группа выдвинулась по трассе до Чугуевки и далее по Чугуевскому району проследовали до с. Ясного. За Ясным сделали короткую остановку на р. Уссури и затем пытались по речке Горелой пробиться к Песчаному перевалу и выйти в Герасимов ключ (ещё один Герасимов ключ на пути) в Лазовском районе. В итоге, как только поднялись в горы, снова угодили в неезженые сугробы, в которых увязли и стало понятна бессмысленность данной затеи. Предпринятая попытка проскочить на дорогу, идущую по водоразделу с Берёзовым ключом, завершилась увязанием в грязи и окончательным отказом от идеи попасть в Лазо через Песчаный перевал.
После небольшого совещания было решено попробовать пробиться через Сергеевский перевал. Для этого вернулись почти к Верхней Бреевке, где у сопки Паршивой сделали привал. Отдельно стоящая сопка, очень живописная с красивым скальником и не ясно как образом «награждённая» таким названием. Затем через с. Медвежий Кут двинулись в сопки. Реку Медведку переехали по временному мосту, сооружаемому здесь, вероятно, после каждого тайфуна.
Чем выше поднимались в сопки, тем больше становилось снега на дроге и склонах. Вскоре уже всё было в снегу, но единственное, что нас обнадёживало, это наличие следов на дороге, хотя и старых. Уж в эту по этой дороге хоть кто-то ездил, и это значительно поднимало настроение, памятуя о непролазных прежних перевалах. Хотя и эта дорога заставляла не расслабляться.
В очередной раз увязнув в снегу, была предпринята пешая разведка с целью проверить дорогу к перевалу и буквально через 2,5-3 км перевал был обнаружен. Более того, на перевале были люди, ночевавшие здесь в сломанной машине и поведавшие о том, что ночью на дорогу выходил медведь. Медвежьи следы были хорошо заметны на снегу. Возвращаясь с перевала, встретили свою колонну уже из трёх автомобилей. Нас догнала машина с парнями, знакомыми по порталу «Внедорожное Приморье».
К моменту нашего выхода на перевал увидели, что к ночлежникам уже прибыла группа спасения, которые двумя автомобилями пытались вытащить из снега сломанный Круизёр. Поэтому на некоторое время наше движение замедлилось, поскольку на перевале негде было разъехаться. Однако, через некоторое время вышли на площадку, позволившую машинам разъехаться и мы попрощались со спутниками.
Дальше мы удовлетворённые переходом через перевал двинулись вниз по накатанной колее, но весенняя дорога не разрешала расслабляться, и машину один раз занесло так, что заставило быть более внимательным к спуску.
Выйдя на грунт, подкачали колёса, попрощались с попутчиками и двинулись к Сергеевке. Путь через перевал был проверен. Добравшись до села, сделали короткую остановку и, поскольку уже вечерело, решили двигаться домой по трассе. Под Артёмом расстались со своими напарниками и вернулись в Уссурийск поздно вечером.
Маршрут для группы стал ясным. Некоторые запланированные объекты пришлось оставить, но основная канва маршрута сохранилась.

Экспедиция.
День первый. 1 мая 2013 г.

К 10 часам утра все участники экспедиции собрались у Русского исторического парка «Изумрудная Долина». После короткого вступительного слова С.А. Вакуленко и инструктажа были розданы рации в автомобили, и группа двинулась в путь. Предварительно все участники разместили на своих машинах наклейки с эмблемой экспедиции.
От Изумрудной Долины колонна выдвинулась через город в сторону картонного комбината и далее по трассе. Сёла Глуховка и Раковка прошли по дороге без остановок и остановились лишь в восточных окрестностях с. Боголюбовка. Здесь у небольшого пруда на гребне сопки расположено неолитическое поселение Боголюбовка-1.
Пруд является хорошим местом отдыха и образован в результате перекрытия 60-метровой дамбой русла небольшого ручья. Глубина пруда доходит до 3 м. Сам пруд имеет подтреугольную форму. Западный берег ограничен относительно пологим склоном, поросшим полевыми травами. Перед самым берегом имеет ровная площадка, регулярно используемая отдыхающими. Другим местом отдыха является восточный край дамбы рядом с протекающим ручьём.
На момент прибытия погода испортилась и начал моросить дождик. Однако, это ни кого не испугало. Автомобили были оставлены у дамбы и все дружно выдвинулись к археологическому памятнику. Неолитическое поселение Боголюбовка-1 было открыто Ю.В. Кривулей в середине 1980-х годов и уже в 1986 г. А.В. Гарковик провела на нём раскопки. После того, как на Кроуновке-1 в 2002-03 гг. был вскрыт раннезайсановский слой, давший следы древнейшего в Приморье земледелия, датированного XXVII-XXIX вв. до н.э., появилось белое пятно в развитии земледелия после XXVII в. до н.э. Для решения этого вопроса в 2006-07 гг. А.В. Гарковик на Боголюбовке-1 были продолжены раскопки при поддержке клуба юных археологов «Резерв». В ходе работ следы земледелия были выявлены, чем окончательно закрыли спорный на протяжении последнего десятилетия вопрос о наличии производящего хозяйства в позднем неолите. На данном памятнике осмотрели раскопы.
Внешне примечательных объектов на этом археологическом памятнике нет. Для его посещения группами требуется подготовленный экскурсовод и подготовленная группа. Наиболее привлекателен для людей, интересующихся древнейшей историей края.
От Боголюбовки-1 дальше выдвинулись в сторону с. Даниловка. Весь маршрут до села проходил по грунтовой дороге, не вызвавшей у нас ни какого интереса.
Село Даниловка Михайловского района – обычное приморское село. Судя по домам, сохранились весьма старые здания, начала ХХ века. Его нельзя назвать процветающим, хотя немало опрятных усадеб, так же как и нельзя назвать селом, находящимся в упадке. Судя по некоторым заброшенным домам, село знало более успешные периоды своей истории.
За селом выехали на восток и двинулись по полевой дороге. Проехав пару километров, вдруг оказались на влажной полевой дороге. Первые пять автомобилей проскочили её, пробив колею, остальные начали увязать. Часть машин попытались объехать застрявшие машины по полю и тоже увязли. Минут через двадцать наша колонна уже напоминала скорее подбитые танки на Прохоровском поле, нежели автомобили на марше. В итоге, 300-метровый участок мы преодолевали более часа.
Пройдя полевую дорогу, вскоре вышли на заброшенную грунтовую дорогу, проложенную между полей. Это уже была территория Михайловского района. По этим дорогам выехали в село Горбатка. На окраине села сделали остановку, собрав все машины, и двинулись дальше. В селе нас интересовало только Горбаткинское городище – крупнейшая бохайская крепость в бассейне р. Илистой. Пока собиралась колонна, на окраине села встретили образец сельской смекалки – детскую песочницу с грибком, сделанным из старой спутниковой антенны.
Потеряв часть времени на поле под Даниловкой, было решено не останавливаться на городище, а сделать обзорную экскурсию, объехав городище по периметру. Здесь хорошо сохранились земляные валы 3-4-метровой высоты, останки крепостной стены. Внутри памятника проводились раскопки археологами Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Есть у памятника и современная история. Городище интересно не только своей древней историей. Сохранился отчёт одного из белогвардейских офицеров о том, что преследуя красных партизан, последние скрылись в древней крепости и выбить их из неё не смогли.
Осмотрев городище, колонна через село выехала на трассу А-181, по которой выдвинулась в сторону с. Анучино. Но за с. Ивановка потребовалась остановка для сбора отставших машин. В целом, отрезок пути от Горбатки до Анучино оказался для нас мало интересным и совершенно не экстремальным.
В Анучино свернули в сторону с. Муравейка и проехали 8 км до Ауровского городища. Ауровское городище – весьма интересный и перспективный для развития туризма археологический памятник. На городище есть два входа, расположенных в километре друг от друга. Первый вход оказался перерыт кюветом, поэтому двинулись в сторону с. Ауровки, не доезжая до которого на ручье имеется поляна. Данная поляна была использована как парковка, от которой вышли на городище с южной стороны.
Поднявшись на гору, встретили группу западин, характерных для древних жилищ. По всей видимости, на противоположном от городища краю вершины (южном) имеется не учтённое археологами древнее поселение.
Пройдя вдоль края сопки по относительно плоской вершине, вскоре вышли к каменной стене. Каменная стена выложена из скальных валунов, имеет высоту около 2-2,5 м и ширину по вершине около 1,5 м. На краях стены выложены платформы – основания башен. Остальные стены развалились в виде каменных валов, на некоторых участках ещё прослеживаются останки стен. Следы от жилищ прослеживаются в виде западин. На некоторых жилищах виден каменный фундамент. Внутри городища около 30 пещерок. От одной из пещерок тянется провал за крепостную стену и выходит в другой пещерке. Почти в центральной части городища находится каменный останец, прозванный «Сфинксом». На северной оконечности мыса существовали более ранние поселения бронзового и железного веков.
После осмотра городища вернулись к машинам и выехали в Анучино. В начале села собрали немного растянувшуюся колонну и двинулись дальше. Рудановское, Новогордеевское и Шекляевское городища оставили без внимания, так как опасались выбиться из графика. Было решено двигаться к месту ночёвки – горе Паршивой. Арсеньев прошли без остановки, хотя здесь прямо у трассы установлен памятник В.К. Арсеньеву и Дерсу Узале. Следующая остановка была сделана в Варфоломеевке для заправки. На заправку участников ушло около часа. Для нас это была ощутимая потеря времени.
Дальше двигались без остановок. По асфальту прошли до Чугуевки и свернули на юг. В Чугуевке планировали осмотреть городище и мемориальный музей А. Фадеева, но отказались. Времени на это уже не осталось. После Булыга-Фадеево дальше ехали по грунтовой дороге. В окрестностях с. Извилинки начало смеркаться и уже в густых сумерках оказались в окрестностях Верхней Бреевки. Река Уссури, живописно протекавшая по нашему правому борту, осталась без внимания, и часто в свете фар её просто не было видно. Последнее село прошли по темноте и под свет фар стали размещаться на ночлег на площадке за горой Паршивой.
К моменту остановки начал накрапывать мелкий дождик. Поэтому быстро разместились, поужинали и улеглись спать.

День второй. 2 мая 2013 г.

Ночь прошла спокойно или просто устали и ни чего не чувствовали, потому что утро нас удивило очень. Утром лагерь был накрыт лёгким снежком, а сопки были просто сине-белые. Температура, как и полагается в таких случаях, была бодренькой. Об утреннем подъёме на гору Паршивую уже не могло быть и речи – подниматься по мокрой опавшей листве нам показалось не только тратой времени, но и травмоопасным делом. Поэтому пробудившись, быстро умылись, позавтракали и двинулись в путь.
Отъехав немного от сопки, ещё раз насладились её видом. И хотя утренняя дымка от тающего снега смазывала чёткие контуры, тем не менее, сопка напоминала разрушенный древний замок на вершине небольшой горы и смотрелась весьма живописно.
Дальнейший путь лежал в с. Медвежий Кут. Дорога сначала была просто шикарная, здесь построили и забросили небольшой участок федеральной трассы «Восток», с которой мы вскоре съехали на обычную грунтовку, по которой и добрались до Медвежьего Кута.
Медвежий Кут – маленькое таёжное село. Как и многие бывшие небольшие леспромхозовские поселки переживал сегодня не самые лучше времена. В конце села увидели небольшую и весьма опрятную турбазу. Проехав село насквозь без остановок через некоторое время начали постепенно подниматься в горы. Кое-где на обочинах дороги стал встречаться снежок. Чем дальше и выше мы продвигались, тем больше снега становилось вокруг. Дорога начала преподносить свои сюрпризы и стали возникать аварийные остановки, в ходе которых коллективно обсуждались и текущие вопросы.
Дорога поднималась всё выше и выше по долине р. Медведки и мы уже совершенно не ощущали майской весны. Увеличившееся количество снега добавляло проблем автомобилям, но это ни сколько не убавляло позитивного настроения, хотя продвижение тормозило весьма заметно.
Возвращаясь к погоде. Перемена была столь заметной, что возникало ощущение возвращения в зиму, однако бегущие по льду ручьи и цветущая верба упорно напоминали нам о весне. На дворе стоял уже май, а в горах скорее это был март.
По сложности – Сергеевский перевал оказался самым насыщенным участком, но это было осознано уже значительно позже. Н самом же перевале всё наши приключения казались обычной походной романтикой.
Однако, на самом перевале пошёл снег, да ещё и весьма густой с крупными хлопьями. Этого мы совсем не ожидали. Рыхлый снег, разбитый машинами, совершенно усложнил путь, вплоть до того, что ГАЗ-66 – наша надежда и опора в разных непроходимых ситуациях – сам завяз в снегу. Рискнули подтянуть его сафарём и, на наше удивление, эта почти авантюрная затея увенчалась успехом. Джип сумел вытянуть куда большую машину. Во всех же остальных случаях шестьдесят шестой сам спасал застрявших.
Сергеевский перевал, расположенный на водоразделе рек Партизанской и Медведки (приток Уссури) ни чем особенным не примечателен. Сам перевал не имеет широкого обзора. Лесная дорога переваливает через гору. Местами сама дорога достаточно живописна.
Спустившись с перевала на бесснежную дорогу, устроили небольшой пикник у ключа Буреломного, отдохнули, подкачали колёса и двинулись дальше. По грунтовой дороге спустились с гор. Посёлок Церковный проехали даже не заметив, лишь в Слинкино обратили внимание за заборы, подходящие к дороге справа. Наличие цивилизации добавило позитива, дальше уже дорога обещала быть проходимой. Относительно хорошая грунтовая дорога привела к Молчановке, в которой мельком заметили базу отдыха. После Молчановки до Сергеевки дорога нам казалась просто отличной. Из Сергеевки проехали в Лазо по асфальту. Лазовский перевал преодолели на одном дыхании без остановок и собрали всю колонну только на автозаправке на въезде в Лазо. Контраст позитивно поражал. Два часа назад пробивались в снегах и стояли под снегопадом, а тут снова тепло и зелёная травка.
В самом Лазо нас ждала увлекательная экскурсия в музее Лазовского заповедника. Поскольку общее число экскурсантов было более полусотни человек, то нам предложили разделиться на две группы. Одна группа смотрела познавательный фильм о заповеднике, для другой проводилась экскурсия. Затем группы поменяли. Экскурсовод более часа увлечённо рассказывала о животном мире заповедника и редких растениях. В целом – посещение музея нам показалось весьма интересным и полезным.
В Лазо, после посещения музея, заглянули в магазин за продуктами и выехали на юг. На ночёвку было решено остановиться где-то ближе к Чистоводному. Чуть более часа ушло времени для того, чтобы добраться до реки Киевки на чистоводненской дороге. Дорога грунтовая и весьма хорошая. Здесь возле моста мы и остановились.
Место это оказалось популярным у местных жителей или туристов. Кроме нас здесь уже стояли несколько автомобилей, и даже был разбит бивуак. Поэтому пришлось ещё выбирать место, на котором могли бы разместиться все наши машины. В конце концов, проехали по дорожке ниже моста и разместились на левом берегу на небольшой полянке. Правда, часть группы решила встать ближе к мосту.
Поскольку первую ночёвку сложно было назвать корпоративной из-за непогоды, то уж вторая обещала быть более компанейской. Здесь на поляне из раскладных столов был сооружён большой единый стол. Участники быстро самоорганизовались и распределили работы между собой по подготовке вечернего пира. Сварили бак шурпы, нарезали разных салатов и прочих блюд, приготовили шашлыки, заварили вкусный чай. Впрочем, на столе оказались и более высокоградусные напитки. Пока готовили – стемнело. Установили генератор и провели на поляну свет. Ужин получился очень весёлым и эмоционально насыщенным – за два дня пути было что вспомнить и поделиться своими переживаниями, и, как обычно, было немало путевых баек и просто весёлых историй. А затем появилась гитара и песни у костра добавили к романтичному настроению ещё больше душевного настроения. Повеселившись некоторое время, группа постепенно стала уменьшаться, пожалуй, только певцы дольше всех сидели у костра, но вскоре и они разошлись спать по машинам и палаткам.


День третий. 3 мая 2013 г.

Ночь оказалась тёплой и пролетела быстро. Утро выдалось добрым, но не холодным. После завтрака свернули лагерь, навели порядок и выехали в с. Чистоводное, до которого добрались примерно за полчаса.
Выдвигаясь в Чистоводное, мы преследовали две цели – осмотреть скалы, известные как парк Драконов и посетить родоновый источник. По прибытии на место, выяснилось, что на осмотр скал нужно около пяти часов времени, в то время как у нас была информация о полутора часах. После небольшого совещания было решено от парка Драконов отказаться и ограничиться родовым источником. Удобной парковки для такого количества автомобилей здесь не оказалось и поэтому весь свой транспорт оставили на обочине. Некоторые наши участникам не захотели идти к источнику и остались в машинах. Откровенно говоря, это сняло лишнее напряжение со всех, поскольку вид и поведение некоторых местных мужчин вызывало легкое беспокойство. Теперь же, когда машины были под присмотром, спокойно последовали дальше.
К источнику вышли по единственной улице села и проследовали через территорию санатория. Здесь же по узкой долине протекает река Чистоводная – очень живописная и чистая. Река не большая, такие водотоки в Приморье чаще называют ключами. Часть берегов скальные, в воде располагаются валуны и глыбы, которые делают потоки весьма красочными. Также немало эстетики добавляют разнообразные перекаты, порою достаточно крутые и шумные от быстрого течения воды. На территории санатория берега реки приспособлены для отдыха, например, установлены скамейки.
Вдоль реки, по её правому берегу к родоновому источнику ведёт тропа. Примерно на полпути восточнее тропы (слева, если идём к источнику) на глыбе высечено изображение в виде босой ноги. В буддийских странах такие изображения интерпретируются как «След Будды» и считаются почитаемым местом.
Сам источник оформлен примитивно – жестяной лоток, по которому вода примерно с 1,5-метровой высоты падает в небольшой каменный бассейн размером около 2 х 2 м. В бассейне глубина воды примерно 50-60 см. Камешками выложен небольшой барьер, позволяющий поднять уровень воды ещё сантиметров на пять. Температура воды около 20 градусов.
Место расположения источника весьма живописное. Если сюда добавить немного цемента, свободного времени и толковые руки, то вполне можно бы было сделать его более привлекательным. При чём, облагородить можно как бассейн, так и сам слив.
Наша группа осмотрела источник. Затем мужчины искупались в нём и отошли за скалу, для того чтобы искупаться могли женщины. После коллективного купания стали выходить обратно к машинам, от которых ушли примерно на километр.
Второй источник располагается рядом, буквально в нескольких метрах. Он представляет собой вертикально вбитую в родник трубу с «носиком», по которой вытекает вода. Что касается его благоустройства, то здесь тоже затраты совсем скромные.
Такое отношение к источникам кажется нерациональным. Вероятно, акцент сделан на их целебные свойства, когда вода итак пользуется популярностью. С другой стороны, демонстрировать источники туристам, особенно иностранным, в таком виде не представляется удачным маркетинговым решением.
Так же как и сама тропа к источнику не благоустроена. С одной стороны тропа подкупает своей естественной экологичностью, но экскременты животных на ней и превращение в полосу грязи в дождливую погоду несколько омрачает наслаждение самим местом. Участок тропы по скале оборудован лишь только проволокой, натянутой настолько слабо, что она почти везде лежит на земле. Создание здесь цементной дорожки значительно упростило бы передвижение по этому месту и, при правильном подходе, добавило бы ему эстетики.
Весьма живописно смотрятся простые мосты через р. Чистоводную. А если ещё их декорировать в каком-то местном стиле – под камни, под драконов и т.п. – они вполне могли бы стать ещё одной достопримечательностью.
Подводя итог посещению села, следует заметить, что местность является известной рекреационной территорией, благодаря существующему здесь санаторию. Но оно могло бы стать более привлекательным при относительно небольших затратах.
Обсудив увиденное, колонна развернулась и двинулась в обратный путь. Дорога для нас оказалась ни чем не примечательной. В Беневском не стали терять время на поиски памятника В. Высоцкому, не говоря уже о водопадах, на которые следует тратить отдельный день. 80-километровый переход по грунтовой дороге скрашивался только чудесными весенними пейзажами, иногда с рекой Киевкой по правому борту или живописными заснеженными вершинами по левому борту. Проехав насквозь Лазо, остановились на автозаправке.
До Сергеевки двигались уже по пройденному маршруту. Также без остановки проехали Лазовский перевал и собрали колонну только по спуску с него. Далее доехали до Сергеевки и без остановки двинулись на юг – в сторону Находки.
Следующей остановкой стало Николаевское городище. Это городище с одними из самых массивных фортификаций в Приморье. Мощные валы и глубокие рвы впечатляют. Мы въехали на территорию городища через южные ворота. Небольшая экскурсия была проведена по южному валу до железной дороги и затем по территории городища вернулись к машинам. Часть внутренней территории заросло травой по заброшенной пахоте. Местами встречался подъёмный материал – бохайская керамика. Как отдельный экскурсионный объект городище целесообразно использовать для школьных экскурсий, но лучше его включать в комплекс с Шайгинским городищем и археологическими музеями в Сергеевке.
После осмотра городища наш путь продолжался на юг. Остановились лишь в Золотой Долине для заправки. На самой заправке увидели перед собой мусоровоз и договорились с водителем загрузить в его машину весь свой мусор, который возили с самого утра. Водитель мусоровоза согласился, и в наших автомобилях стало чуть просторнее.
Следующей нашей целью была гора Чёрный куст – возвышающаяся над Находкинским заливом и окрестной местностью более чем на километр.
За Владимиро-Александровским дорога сначала идёт по долине ключа, затем начинает подниматься в гору. Через некоторое время слон становится круче и добавляет острых ощущений. Дорога местами крутовата и периодически вздымается к вершине зигзагами. Снова повторялась утренняя ситуация – чем выше поднимались, тем больше снега окружало нас. На самой вершине расположены разваленные здания бывшей военной части. Непосредственно сама вершина занята антеннами сотовой связи и окружена проволочным забором. Поэтому на верхнюю точку этой горы попасть не смогли. На территории воинской части устроили короткий отдых, пофотографировались на фоне окружающего пейзажа и начали спуск вниз, в с. Владимиро-Александровское.
Во Владимиро-Александровском собрали группу у одного из первых, встретившихся на пути, магазинов, где и закупились продуктами на вечер.
В целом, участок по долине р. Партизанской оказался комфортным, за исключением небольшого участка горной дороги к г. Чёрный куст, однако, при достаточном опыте по этой дороге может проехать и легковой транспорт.
После Владимиро-Александровского группа направилась в бухту Врангеля через археологический памятник Перевал. Поскольку уже вечерело, то экскурсию по памятнику проводить не стали.
Далее группа направилась на вершину горы Брат. Правда сначала проехали мимо серпантина, ведущего на вершину, и пришлось объехать всю гору, прежде чем стало понятно, с какой стороны следует подниматься наверх. Подъём весьма живописный. Обратили внимание, что вдоль дороги, выше по склону, стоят несколько гранитных плит с определённым интервалом, на которых выгравированы цитаты из Библии. Вершина горы разрушена карьером в 1970-е годы. Не смотря на усечение горы, вид с неё открывается завораживающий. На самой вершине есть несколько любопытных объектов.
Самым массовым являются надписи, выложенные из камня, этакие своеобразные «каменные смс». Как правило, это признания в любви или имена. Эти надписи чаще всего выложены валунами, хотя встречаются и из более мелких камней. Следует отметить, что такая романтическая традиция не встречалась нам в других местах и это явление определённо можно считать одной из достопримечательностей горы.
Другой достопримечательностью является железная скульптура флейтиста, установленная на возвышении на краю карьера. Скульптура не просто оживляет вершину, карьер на которой зияет как огромная рана, но и добавляет некую романтичность и эффект присутствия на вершине кого-то живого.
В самой верхней части установлен деревянный православный крест, выкрашенный в белый цвет. На кресте прикреплена табличка с цитатой из Библии. Другой крест расположен у края карьера, сделан из железа, надпись на табличке не сохранилась.
Спуск с горы оказался несколько напряжённым, как подъём. Точнее, это чувствовалось на некоторых участках, где валунами и глыбами была занесена дорога. Камни расчищены с пути, но местами проезды очень узкие. В таких местах как по пути на гору, так и обратно, водителям приходилось проезжать очень аккуратно, боясь не то что поцарапать, а просо порвать обшивку автомобилей. Нередко вышедшие из машин штурманы направляли движение водителей, которые продвигались сантиметрами. Особенно эта проблематичным стало для больших джипов. А ГАЗ-66 пришлось вообще оставить на серпантине на небольшой площадке, поскольку расчищенная колея для него оказалась узкой. Спуск с горы осуществлялся уже в начинающихся сумерках.
После горы Брат по полевой дороге вышли на трассу, по которой и доехали до пляжа Коровьего на окраине п. Врангель). Расположив машины на песке уже в темноте, стали готовиться к ночёвке. Часть экипажей готовили ужин на берегу, другие отправились ужинать в расположенный тут же маленький китайский ресторанчик.
После ужина улеглись спать. Шум бьющихся о берег волн мешал лишь первые секунды, а потом просто исчезли из головы…

День четвёртый. 4 мая 2013 г.

Шум волн начал новый день, также как и завершил вчерашний. Проснулись, сверили время, дабы не нарушать принятый в экспедиции график утреннего выезда и начали готовить завтрак. После завтрака выдвинулись в окрестности с. Екатериновка. Утренний путь был словно просыпающимся и по асфальту мы спокойно доехали до Находки, свернули на Сергеевку, вскоре миновали Екатериновку, два моста через железную дорогу и реку Партизанскую, берега которой мы осмотрели практически от истоков до самого устья, и сразу за мостом свернули на лево (на север).
Далее пошла грунтовая дорога, но для наших машин это было всё прежнее развлечение, а не испытание. И вот уже через несколько минут оказались у скалы Пржевальского. На южном склоне этой скалы у самого подножья располагается пещера Пржевальского с двумя залами, лежащими друг напротив друга. Оба зала доступны. В одном ещё сохранились бетонные скульптуры медведицы с медвежатами и сова под самым потолком, а в другом тигр. В советское время здесь существовал музей, и скульптуры остались напоминанием о нём. Взрывные работы, ведущиеся на окраине села Боец Кузнецов в паре километров от пещеры, привели к обвалам камней в пещере, и музей был закрыт. А количество камней, рухнувших с потолка, с тех пор только увеличивается. Пещеры закрывались дверями и заваривались, щели цементировались, но самодеятельные туристы продолжали их посещать, спиливая замки или проламывая цемент. Пещеры хоть и считаются опасными, а судя по упавшим камням, так оно и есть, но на моей памяти нет информации о пострадавших здесь.
От пещеры Пржевальского вверх по склону ведёт тропа к пещере Лисьей. Сам вход в пещеру низкий и для комфортности был прокопан ещё в советское время. Пещера славится тем, что из неё сложно выйти чистым. Скользкий влажный изобилующий глиной пол и такие же потёки на стенах словно стремятся подшутить над посетителями. В редких случаях выйти из пещеры можно только испачкав подошвы. Как правило, в глине оказываются не только ладони, локти, колени и голова, но и другие части тела. Поэтому осмотр этой пещеры оказался весьма эмоциональным.
На городище над пещерой не пошли. Впереди нас ждал ещё сложный маршрут, поэтому само городище раннего железного века и чудесный вид со скалы Пржевальского оставили на будущее. А после Лисьей пещеры перешли на другую сторону железнодорожного полотна и осмотрели пещеру Географического общества.
Некогда пещера также входила в музейный комплекс. Именно в ней проводились археологические раскопки, давшие серию костей мамонтовой фауны с возрастом около 32.500 лет. Сама пещера представляет собой небольшой зальчик у входа и далее узкий коридор, уходящий вглубь горы, раздваивающийся во второй половине своей длины. Здесь ещё можно встретить разрушенную скульптуру первобытного человека, но других следов бывшего музея нет.
Ко входу ведёт каменная лестница, оригинально вписанная в структуру горы.
После скалы Пржевальского переехали к пещере Кузнецовской, расположенной в полутора километрах севернее. Вход в эту пещеру заметно отличался от предыдущих. Он не горизонтальный, в виде двери, а вертикальный в виде 3-метрового колодца. Затем по косому спуску можно добраться до подземного озера. Структура входа замедлила посещение пещеры. Поэтому когда первые уже вышли из неё, остальные только старались попасть в глубину скалы. Возникшая задержка позволила устроить кратковременный отдых на берегу озера напротив пещеры.
Затем группа выдвинулась на север к селу Боец Кузнецов). На северной окраине этого села находится интересный туристический объект «Палеодеревня», но к моменту посещения она не работала. Основной причиной проезда через село был железнодорожный переезд, оказавшийся кратчайшим к селу Екатериновка.
В самой Екатериновке сделали остановку у магазинов и докупились продуктами. Выбранный нами маршрут не изобиловал сложностями и доступен легковым автомобилям, только не после сильных дождей.
Из Екатериновки выдвинулись на запад и по лесной дороге доехали до серпантина, ведущего на вершину. Дорога на вершину со стороны выглядела весьма безобидно, но внутри автомобиля возникает ощущение, что движешься чуть ли не над отвесной пропастью. Дорога приводит на самый гребень, практически на вершину Чандалаза (хребта Лозового).
Возвышение хребта над окрестностями предоставляет замечательное зрелище. Если в восточную сторону склон относительно пологий, то восточный край выглядит практически отвесной скалой, примерно 100-метровой высоты. Зрелище и осознание высоты под ногами, будучи на краю хребта, завораживает. На горизонте видны две белые вершины, одной из них является Пидан (гора Ливадийская). Отдохнув некоторое время на вершине, и даже позагорав, начали спуск.
На Чандалазе мы встретились с другими туристами. Если в других местах встречали только следы туристов, а не их самих, то хребет оказался куда более оживлённым. Как только начали спускаться с вершины – встретили двух мотоциклистов, которые поднимались на гребень. Мотоциклы не занимают много места на дороге, но здесь нам пришлось аккуратно маневрировать, чтобы не повредить мотоциклы, которые прижались к склону и чуть ли не прилегли. На остальном участке серпантина нам уже ни кто не встречался и поэтому спуск здесь не представлял сложностей.
Впереди нас ожидал участок дороги с осыпью оставленной строителями ЛЭП. В ходе обсуждения маршрута на портале нас предупреждали, что здесь будут сложности. Выехать на прописку этого участка времени не было. Поэтому сюда двигались на свой страх и риск. По выходу с серпантина мы оказались на основной горной дороге под пещерами Мечта спелеолога и Сквозной, но время на них решили не тратить.
Доехав до осыпи, сначала прошли по ней пешком, осмотрели. Поняв, что предварительные рассказы о сложности маршрута оказались делом давним, и уже дорога через осыпь была накатана хорошо, абсолютно не представляя собой какого-либо препятствия.
Перебравшись через осыпь, далее дорога начала спускаться с хребта. Вниз мы катились весело и беспечно, пока не повстречали совершенно непредсказуемое препятствие. На дороге стоял поломавшийся Камаз-лесовоз. Вот чего-чего, а такого мы совсем не ожидали. Место, на котором стоял лесовоз, было совершенно неудобным для разъезда. Справа прижимался крутой склон, слева на обочине стояли деревья. После оценки ситуации было приято решение сдвинуть Камаз ниже по склону и там попробовать разъехаться. Столкнуть с места машину нам удалось, но вот чтобы разъехаться, пришлось ещё потрудиться руками. Земля на обочине лесной дороги мешала нам проехать и её пришлось убрать. Лопата вскоре нашлась в ближайшей машине, и парни срыли лишний грунт. Образовавшееся пространство позволило протиснуться легко небольшим джипам, а вот джипы крупнее проходили чуть ли не в притирочку с Камазом. Сложнее дело обстояло с нашим ГАЗ-66. Здесь пришлось прицепить Камаз, вытянуть его выше на более обширную площадку и только там большим автомобилям удалось разъехаться.
Дальнейший спуск с Чандалаза уже не преподнёс ни каких приключений. Но произошла ещё одна встреча с туристами, на этот раз это была группа велотуристов. По всей вероятности, этот горный хребет весьма востребован туристами и именно самодеятельными туристами.
Спустившись с хребта, мы оказались в долине реки Ворошиловки. Дорога некоторое время шла по лесу и была сплошь покрыта большими лужами. Прохождение этого участка на скорости выглядело весьма живописно и проехавшие отправлялись фотографировать едущих следом. А сама дорога сразу после спуска выглядела маршрутом далеко не сухопутным.
Через некоторое время мы выбрались на более опрятную лесную дорогу и тут же на поляне остановились отдохнуть и осмотреть машины. Далее проследовали через с. Лесное. Само село предстало нам в виде серии новеньких и строящихся коттеджей. В селе переехали р. Ворошиловку. За рекой коттеджи вскоре вновь продолжились, а название улицы Магаданская почему то нам подняло настроение.
После Лесного мы проехали в Партизанск. Нашей следующей целью был водопад Берендей. Но в самом городе немного заплутали. Сначала на одной из центральных улиц выехали на ремонтируемый участок и еле разобрались с объездом, потом повернули не в ту сторону. В конце-концов нашли путь и выбрались за город. Через несколько минут мы снова катили по лесной дороге до речушки Каменки 1-й.
Проехали около 3-4 км и остановились на поляне. Судя по кострам – это излюбленное место у отдыхающих. Дальше дороги не было, и мы оставили машины на поляне. Возле самой поляны Каменка 1-я выглядит весьма живописной речкой, хотя по-приморски такие речки чаще называют ключами. Здесь же в Каменку 1-ю впадают другой ключик и маленький ручей, который среди камней выглядит очень живописно.
Проблематичным оказалось переправиться на другой берег, но чуть выше поляны нашлось место, где можно было перепрыгнуть по камням, а возле самой поляны кинули в воду брёвнышко и весь наш отряд вскоре был на другом берегу. Здесь шла хорошо натоптанная тропа, следуя по которой минут через пятнадцать стал доноситься шум водопада и ещё через минуту-другую нашему взору предстал сам водопад. Самые отважные рискнули даже ополоснуться в воде водопада. После непродолжительного отдыха у водопада, вернулись обратно на поляну.
На поляне коллективно было решено экспедицию завершить. В планах ещё были водопады Шкотовского района. Но распределение времени оказалось таковым, что на Берендее мы оказались вечером четвёртого дня. По предварительным планам этот вечер мы должны были встретить в районе между Артёмом и Уссурийском. Оставался ещё один нерабочий день, и он был оставлен для отдыха после экспедиции. Основная масса экипажей решила разъехаться по домам, но несколько экипажей решили заночевать на поляне и на завтрашний день выехать на Незаметный (Горбатый) водопад в Шкотовский район.
Распрощавшись с оставшимися, мы дружной колонной выехали на окраину Партизанска и здесь уже попрощались со всеми. Далее каждый разъезжался своею дорогой.
Оставшаяся группа на следующий день выехала в Шкотовский район и посетила водопады Незаметный и Тигровый.

Заключение

Краеведческая экспедиция «ЭкстриМайское Приморье 2013» стала первым проектом, организованным Обществом изучения Амурского края и СТК «Рубеж» по инициативе русского исторического парка «Изумрудная Долина». В экспедиции приняли участие 23 экипажа и почти 60 человек. Экспедиция длилась с 1 по 4 мая 2013 г. и главной целью ставило знакомство с рекреационными ресурсами по маршруту следования. Было обсмотрено 20 объектов, включавшие вершины гор, археологические памятники, музей, перевалы, пещеры, пляж, целебный источник и водопад.
Общий маршрут получился следующим: Уссурийск – Боголюбовка – Горбатка – Ивановка – Анучино – Ауровка – Анучино – Арсеньев – Чугуевка – Верхняя Бреевка – Медвежий Кут – Сергеевка – Лазо – Чистоводное – Лазо – Сергеевка – Николаевка – Владимиро-Александровское – Врангель – Находка – Боец Кузнецов – Екатериновка – Партизанск.
Были посещены горы Брат и Чёрный куст под Находкой. Посещён хребет Лозовый (Чандалаз). Интересной оказалась экскурсия по музею Лазовского заповедника. Осмотрены археологические памятники Боголюбовка-1, Ауровское и Николаевское городища. Посещены пещеры Географического общества, Пржевальского, Лисья и Кузнецовская. Осмотрены пляж Коровий под Врангелем и водопад Берендей под Партизанском.
Зафиксировано современное состояние осмотренных объектов. Предложены рекомендации по улучшению использования некоторых из них.
Данный маршрут целесообразно использовать как основу для разработки туристических автомаршрутов.

См.также: фотоальбом

Комментарии

lyoha_77, 23 мая 2014 new
классный отчёт ! по стилю напоминает книги В.К. Арсеньева.


Публикация сообщений на форуме, комментариев к фотографиям, отчетов, загрузка фотографий и видео, объявлений от незарегистрированного посетителя невозможна.