Шатунские шатания или Ровер-трип по Сихотэ-Алиню
Хочешь насмешить Бога – поведай ему о своих планах… А планов на текущий отчетный период было огроменное громадье – уйти на Совгавань по асфальту, дальше – по бережку Татарского пролива в район Де-Кастри - Лазарев, затем в Николаевск, а там на пароме через Амур, и далее – в сторону Шантарского побережья (через прииск Многовершинный), ну и, как программа-максимум – на озеро Мухтель. Маршрут был достаточно детально проработан (за что спасибо Хабаровским собратьям по разуму), старт намечался на вторую половину августа. Но господь наслал на Хаб. край демо-версию всемирного потопа и мы начали сомневаться в осуществимости мероприятия. Тем не менее, не теряя надежды на спад воды, перенесли выезд на 10 дней и шестого сентября таки выехали. Увы, предчувствие несбыточности планов появилось еще даже до пересечения границы Приморья – как в песне пелось: «вода-вода, кругом вода…». Ну а повернув на Совгавань , асфальтовое шоссе вскорости ушло под воду. Воду от граждан охраняли МЧСы и гайцы, они и объяснили – ни на Совгавань, ни на Комсомольск проезда нет, пущен паром, который берет только грузы МЧС и снабжение, легковые машины не возят.
|
Таким образом, облом состоялся, планы похерились, потому дальше – свободный трип без определенной цели и маршрута. Для начала – возвращаемся на Бикин, на тупиковый мост, с целью попытаться выйти оттуда на Красный Яр напрямки (16 км) через марь . Но одной ночевки хватило, чтобы эта идея была признана неконструктивной – уж больно крупные и гиперактивные мошкиты, причем в запредельном количестве. Они и сподвигли на единственно верное решение – к морю, причем кратчайшим путем! Кратчайший путь – это через Рощино – Глубинное на Валинку и дальше – через Сихотэ-Алинь на наши севера, поближе к Самарге. Про наличие относительно новой (самой северной) дороги через хребет мы знали, но по ней еще не ездили. Ну, раз представился случай – поедем. Что сказать … дорога - есть, и весьма приличного качества (как говорят местные, «хоть боком катись»). Сначала несколько пугало количество воды во всех речках по западному склону «основного» хребта, но все ранее смытые мосты уже были восстановлены, а по мере подъема в горы уровень воды понижался. |
Сунулись было вброд через Валинку, но поскольку встречный Жигуль (!) сообщил, что выше есть мост – судьбу испытывать не стали, поехали на мост. Тут случился трабл с колесным диском у Кабана, и пока его (трабл) осмысливали, на развилке Улунга – перевал повстречали выезжающего с Улунги Рому Белого, это 84 км от Востока и примерно 80 – до Охотничего, Рома поведал, что воды – немеряно, рыбы - мало, отжались – по полной, но все классно. Улунга в наших планах не фигурировала, потому двинулись к морю, т.е. в горы. Реально похолодало, ночью около 0, но виды - ваще отпадные. Высота – около 1500. | Без проблем миновали перевал и плоскогорье, выехали на дорогу Терней – Амгу в районе Ясной Поляны (90 км до Амгу). По приезду в Амгу начали интенсивно искать сварку для поправки разрушенного диска у Кабана (можно, конечно, было бы и обойтись, но уж очень убого он выглядел на одном 30” колесе и трех 38”). | Батониться в Амгу пришлось до вечера, поскольку в селе не было электричества, соответственно, и сварки. Потому, выехав под вечер, решили не гнать до мыса Олимпиады, а свернуть на Саён – там места благостные. | Правда, в сумерках урюхались в речку-проточку и долго через нее лебедились в темноте, цепляясь за жалкие ивовые кустики. Зато очень уютно заночевали на устьях. Утром обнаружили в речке сетку, но проверять не стали, потому как это неприлично. А тут приплыли на надувнушке двое амгинских мужичков, сетку подняли и двух свежезалетевших в неё симин презентовали нам за так, отказались и от денег, и от «по рюмке» - славные люди… |
Наступивший жаркий день располагал к гедонизьму (т.е. ели, пили, жарились на солнце), но после обеда засвербило – надо дальше ехать. До Максимовки решили промахнуть по бережку, он там красивый, но, сцуко, тяжелый – то каменюки, то топкий песок с мелкой галькой, на 20 км сожгли литров по 20 точно… |
Там же наверно и ШРУС на Дефендере устал – тяжелый участок уже проехали, а при въезде на мост через Соболевку машина сказала «Ох неедетца мне…». Пришлось тут же и ночевать, а утром поменять ШРУС (восьмидесяткин NKN, помер на шестой тысяче км), в запасе был один БУ-шный, и больше передний лок уже не включал – страшно… | Двинулись далее, неспешно миновали мыс Олимпиады, забомжеваться решили на Бурливой – после всех наводнений уровень пришел в номинал, русло очистилось, появились приятные продуваемые широкие косы. Рыбалка хорошая – форель, пеструха, голец в изобилии… На следующий день посетили Светлую, в магазине затарились овощами (от цинги) и пивом (от жажды), тут же нашли нефтяного магната, который готов нас был снабдить парой тонн дизельки, но нам столько не влезло – взяли литров по 70 (отличного, кстати, качества по 27 р), договорились, что на обратном пути у него же зальемся…. Дальше – на Кюму, в этом году она проехалась без особых проблем. На Кюме табором уже несколько дней стоял Слава http://4x4.primorye.ru/vepr.aspx?id=4321 , быстренько пообщались, и ходом пошли дальше, на Малую Кюму, где и встали на ночевку с огромным удовольствием – места тихие, малодоступные и живописные. Уезжая с Кюмы, в пику давно стоящему там удэгейскому идолу (вот же ж страхолюдье-то), поставили своего – веселого На следующий день перебираемся на устье Венюковки, в надежде, что оно замыто и можно будет по короткой дороге долететь до Единки. Какое там! Вода из Венюковки с шумом несется в море, поток «как в унитазе», переправиться шансов нет.
Делать неча – по ранее полученным разведданным моста через речку уже не существует, потому задействуем план «Б» - идем по Венюковке вверх, до Лужков, там переваливаемся обратно в бассейн Кабаньей и по ней на верха – по наитию, просто предполагаем, что обязан где-то там быть переход в бассейн Единки, поскольку локальная цель на этот поход – дойти хотяп до Самарги. Да, в устьях Венюковки болтался обрывок сетки, забитый мусором и трупами рыб - не поленились, подняли, вытащили довольно приличного полуживого тайменя – и беспощадно съели! Дорога до Лужков достаточно напряжная, с прошлого года никто не ездил, броды забиты заломами, пилимся-лебедимся. Выходим к домику деда, в прошлом году он еще там жил, теперь – пусто, (как позже узнали, Иван Василича перевезли в Перетычиху, возраст-то уже за 80, пенсионерствует, но рвется в тайгу!). Дом хотя и пустой, но в порядке, похоже, используется охотниками либо егерями заказника Лосиный. . Далее переваливаемся через водораздел в бассейн Нахтохэ и идем по ней вверх, до нового моста. Недалече за мостом большая и хорошо обустроенная база «Тернейзолото» - весьма невнятная контора … В отличие от всегда открытых и готовых помочь лесорубов, у этих на любой (даже еще не заданный вопрос) ответ один – «нету!». Спросили сварку, или хотя б 220 вольт, хлеба купить, топлива немного – ответ одинаковый. Спросили, есть ли проезд через верха в бассейн Единки – тож самое (хотя, как позже выяснилось, он есть). Хотел попросить ведро воды из речки, но предвидя ответ – не стал… Ну да и фиг с ними, наверно работая на золоте (или что там они выковыривают из недр), иначе и нельзя…
После ночевки на Кабаньей возвращаемся на объездную дорогу Светлая – Единка. На Зевском плато холодно, сильный ветер, по утрам в котелках лед. Из-за некоторых технических проблем (о чем ниже), до Единки добирались с двумя ночевками. Дорога – нормальная лесовозка, достаточно оживленная, лес с верховых делян таскают по ней в Светлую. Идет высоко, 700 – 1200 м. От Светлой до Единки по ней где-то около двухсот км, последние 20-25 км до реки – это просто продавленный Уралами пролаз по лесу, есть где отжаться. В этом году Уралы прошли по ней в мае, неудачно – в Единке притопли, загубили товар, после этого по ней уже не ездили из-за разбитости и высокой воды. Последствия Ураловского рубилова видны повсеместно... На реку мы вышли уже под вечер, несколько смутило обилие воды, потому решили искать брод уже после ночевки, на свежую (или как получится) голову. По утру пошли через брод, этот, как и все последующие (два или три?) прошли без происшествий, но на пределе – будет воды на 10 - 15 см больше, уже унесет. Дальше спускались к Перетычихе по старой дороге вдоль реки, с некоторыми плутаниями из-за многочисленных объездов. В деревне поискали топливо (безрезультатно), посетили гипермаркет (надо сказать, весьма небогатый – с завозом плохо, коммерсы не могут пробиться) Дальше, понятное дело, - на Самаргу, сначала на устья. На устьях пустынно, хода красной рыбы нет, потому и заготовителей, ни местных, ни приезжих не наблюдается.
В этом году устья опять переформатировались, большая часть слива пошла через северное русло, ближе к деревне. Дальше двинулись на ночевку на брод, через Назаровскую протоку не пошли – глубоко, прилив подпирает. Объехали через лес и болото. Встали на месте обычного брода, но брода как такового нет – в этом году через Самаргу никто не ходил, левобережные протоки забиты лесом и заломами, проход без бульдозера не сделаешь. В основном русле уровень уже был в номинале, при необходимости перейти было бы можно. Но необходимости такой не было… На реке тишина, за сутки прошел один бат и одна надувнушка. Рыба, как обычно, ловилась хорошо… Наутро решаем еще раз проскочить на Венюковку, посмотреть устья – «А вдруг забросало…» Увы – река по-прежнему полная и слив идет полным ходом, без шансов форсировать…. Посмотрели на бывший мост через Венюковку - в принципе, где-то за полдня работы переправу по нему организовать можно, но это будет противозаконно – территория заказника. На обратном пути встретили нового егеря этого заказника, вполне адекватный и доброжелательный парень. Объяснил, что мост разобран по распоряжению начальства, восстанавливать не собираются, чтобы коммерсы на тяжелых машинах не ездили через заказник …. Ну и тут мы решили, что собственно конечный этап маршрута достигнут и пройден, пора разворачивать лыжи и не спеша двигаться в обратку. Тем же путем, вверх по Единке, в сторону Светлой. Надо сказать, что обратная дорога до Светлой показалась скучной – длинно, пыльно, холодно. Уже миновав ее, спохватились, что надо было бы заскочить на Зеву (там рядом), ну да поздно уже… Тут получили сообщение от Lester`а (он в этот раз не поехал с нами – облом по работе, зато был диспетчером на Инриче, снабжал нас точными и оперативными прогнозами погоды и прочей актуальной информацией) – навстречу нам выдвинулась Тыщеразмерная квадроджипокоманда, договорились, что пересечемся в районе Олимпиады. В Светлой докупили топлива всех видов, хлеба, поговорили с городом (Мегафон там работает). Как всегда, наличие связи исключает полноценный отдых – Кабану срочно потребовалось рвать на родину, разруливать какие-то бизнес-нескладухи. Обычная история! Потому, из Светлой поехали на ночевку на Бурливую, откуда утром он в 9 часов подорвался и, как оказалось, в час ночи был уже в городе, т.е. тыщу верст с гаком (из которых примерно 350 по грунтовкам) отмахал за 16 часов, еще и с перекусом в Тернее… Реальный гонщег… Ну а мы батонились на Бурливой в ожидании встречной команды, и к обеду встреча таки состоялась – сначала пригнали квадры, следом притарахтел Гном на Прадотракторе в паре с Сафарем. Празднование встречи затянулось на сутки, программа была богатой - уха, жареха, борщ, баня и прочий разврат… На следующий день - расставание, «и каждый пошел своею дорогой», они – вперед за приключениями, мы – по тихой домой, уже двумя машинами… Маршрут возвращения обычный, Амгу – Кема – Терней, а от Рудной Пристани решили повернуть на Зеркальное и дальше на Ракушку по берегу, с целью просто по красивостям не в напряг прокатиться. Но тут вылезла нежданка: оказалось, что лесная дорожка между Рудной и Зеркальной (через перевал Дальнегорский) просто иссякла – смыта летними катаклизмами к чертовой матери, сплошные овраги, размывы, ямы и завалы. Раньше по ней проезжали за час-полтора вполне себе расслаблено, теперь пришлось часов шесть рубиться, пилить, копать, лебедиться….Свежепроложенная вдоль нее оптоволоконная линия связи теперь вышла на поверхность по всей длине Но к красотам таки выехали Реально отжавшись, на ночевку встали в какой-то небольшой, но очень приятной бухте без названия. Судя по обилию зверских следов и отсутствию следов двуногих, она наверно труднодоступна и малопосещаема Утром, уже на выезде из нее, обнаружили, что ночью нас хотел посетить тайгер – шел от мыса по направлению к машинам, но передумал и отвернул в лес. Так что, если кто поедет туда с собачкой – ждите в гости большого ценителя друзей человека… Рассчитывали, что за пару часов прорвемся до Веселого Яра, но «прорыв» затянулся – сначала с километр на лебедках вдоль болота, потом связывали все наличные веревки, дабы преодолеть озеро Топауза, в общем, напоследок слегка поупражнялись… Потому в Веселый Яр въехали уже под вечер, ну а там уже обычным путем – Ольга, Лазо, Находка, и вот он дом. Получилось 4200 км. Маршрут по Инрич-трэкеру https://share.delorme.com/bcfbfb85f5d84da78cdaccc44317e7d5
На этом часть познавательно-лирическая закончена, далее, кому интересно – часть техническая:
В этом году впервые для нас весь забег состоялся, так сказать, в моноклассе – участвовали только машины одной марки, и марка эта для наших краев, мягко говоря, нетипичная. Получилось это совершенно не нарочно, в первоначальных планах фигурировали еще и Тойота, и Ниссан, но Гном был привлечен обеспечивать квадропрохват, а Патрик погрузился в решение семейно-жилищных вопросов. Альтернативные желающие были, но у всех что-то не срасталось. Потому в бой пошли одни Лендроверы, один закаленный ( и утомленный) в боях Дефендер, и два Диско-1, причем, если пепелац Иваныча уже дважды в таких мега-забегах участвовал, то Кабан выехал на свежепривезенном от джапов и свежеиспеченном в Гномовской кухне аппарате – подготовка велась до последнего дня и даже не была полностью завершена (уехал без дифлоков, силового заднего бампера и задней лебедки). В стоке все эти машины мало отличаются – двигатели одинаковые, трансмиссии одинаковые (правда, именно эти Диско с АКПП, на Дефе МКПП), подвески конструктивно тоже одинаковые, масса сопоставима. Разные кузова-салоны и длина базы – Диско на 25 см короче Дефендера, т.е. 100 и 110 дюймов соответственно. Варианты подготовки участников довольно существенно отличались: Дискарик Иваныча изначально готовился под 35“ колеса, потому отлифтован покупным 2” комплектом от Террафирмы, потроха в мостах (ШРУСы, полуоси) поменяны на усиленные Ашкрофт, ГП4.1, в передке ЛСД Трутрак, в заду Детройт Локер, лебедки Камап 12000 и 10000. Для Кабана 35 колеса – давно пройденное детство, машину сразу стал затачивать под 38, что существенно усложнило переделку подвески, стандартными вариантами обойтись уже не получилось. Полуоси и ШРУСы также усиленные, ГП 4.75, дифы пока свободные. С Дефендером сложнее – в процессе длительных улучшений, извращений и разрушений он оброс мостами от ТЛК80 (ГП 4.56) передний дифлок родной, в заду Детройт, лифт где-то 6 “, все рычаги на ШС, основная лебедка гидравлика 10000, задняя электрика 8000. Предвидя вопрос о надежности, перечисляю абсолютно все технические траблы в поездке. На Дефе, еще не доехав до Артема забалабосило колесо, естественно - заднее левое, одна шпилька в аут. Запасные были, но поставить так и не собрался, домой приехал на пяти. У Кабана за Лучегорском засвистел ремень – натяжитель ослаб, пружина видимо заклинена, и давно. Пофиксили. Далее, где-то на подъездах к Арму, у него же «завосьмерило» колесо, конечно же, заднее левое. Трабл серьезный – на одном из свежекупленых дисков (таких http://www.pro-x.pro/shop/48 ) разошелся сварной шов. До Амгу пришлось шкандыбать на 30 “ запаске, там заварили. Позже, уже на Кабаньей, у него залязгали задние рычаги, сайлентблоки (полиуретановые сафаревские «грибки») развалились в труху, у Иваныча была пара запасных – пофиксили. Иваныч в венюковских буераках вывернул наизнанку переднюю защиту и вместе с ней один из рулевых демпферов, пришлось выкинуть и дальше ехать без защиты и с одним оставшимся демпфером. Самый прикольные трабл вылез на Дефе – сначала (на спуске к Амгу) что-то тихо стало позвякивать в районе сцепления, а потом раздался очень звонкий «дрынь», машина дернулась и пошли «дрыни» на каждом обороте коленвала. Подумалось - ну все, пипец… Долго не могли понять, что происходит. В результате прослушивания и визуально-тактильного обследования пациента было обнаружено пустое отверстие, явно предназначенное для болта. Этот болт, пока он был на месте, совместно с другими пятью притягивал колокол коробки к собственно корпусу коробки, а теперь он вывернулся и лежал внутри колокола, и по нему дрынькала на каждом обороте корзина сцепления. Ремонтеру-агрегатчику, который зимой ревизовал коробку, мысленно был послан толстый луч поноса… В надежде, что остальные пять болтов затянуты нормально, решили достать вывернутый болт через отверстие (точнее, дырку) в колоколе. Дырку прогрызли аккумуляторным шуруповертом (возим с собой) и штурман Леха своими тонкими музыкальными пальцами с помощью магнита, проволочек и матов за пару часов извлек несчастного. Но увы – затраченные усилия были напрасны, через 300 км стало понятно, что остальные пять болтов тоже были завернуты от руки. Было послано еще пять лучей поноса, после чего приступили к съему коробки и раздатки. На демонтаж, обтяжку, монтаж ушло часов десять чистого времени, делали прямо у дороги, на верхотуре, где-то между Зевой и Единкой. Донимал холод, ветер и злоба на криворуких ремонтеров. Очень помогли храпцовые строп-ленты, на них вывешивали и поднимали агрегат Кроме этой крупной неприятности, как выше уже написано, была утрата ШРУСа на Соболевке и где-то на полдороге разрушилась «калитка» запасного колеса – трубу порвало прямо по живому мясу. Один раз заварили сами – шва хватило на 100 км, потом уже в мастерской Северлеса наложили мощную дублировку. А дома обнаружил, что порвалась опять, но уже по другому месту. Вроде все… Про резину: один Диско был на 35” Кураге, ему кое-где клиренса таки не хватало. Другой Диско и Деф обуты в свежий 38” CST-Maxxis CL18 http://wheel1000size.ru/tires/8652_CST-Maxxis-CL18-gryazevaya-38x12-5D15.html, Резина в грязях едет вполне достойно, на асфальте – так себе, «вата» в руле, шумит примерно как симекс. Износ терпимый. Да, по итогу расход у всех машин оказался совершенно одинаковый, невзирая на разные колеса, АКПП/МКПП, разные ГП – 13.5 л. На асфальте Деф несколько отставал от обоих Диско, при этом потреблял топлива процентов на 5-7 больше (крейсерскую скорость старались держать 100-105 кмч). Для себя подтвердили, что - 1) на однотипных машинах ездить удобно; - 2) собственно марка не является определяющим фактором, но подготовка должна соответствовать задачам экспедиции. См.также: фотоальбом |